Международной эргономической ассоциацией принято определение человеческого фактора как комплекса психофизических, психологических и физиологических особенностей поведения человека в производственной среде, в частности в системе управления. Среди человеческих факторов принято выделять патологические (заболевания), физиологические особенности поведения человека в производственной среде, в частности в системе управления (утомляемость, фазы вырабатывания и т.п.), физические (физическая сила, стойкость к влияниям внешней среды), психологические, фармацевтические (в частности, побочное влияние лекарств на деятельность и состояние человека) и социально-психологические (взаимоотношения между членами смены, структура иерархической системы управления и т.д.). Инженерная компенсация отрицательных проявлений человеческого фактора производится путем стандартизации, проектирования, обучения, создания образцов-эталонов и др.
Источники причин аварий делятся на четыре большие группы:
- человек, машина, средства взаимодействия, управление. Ошибки в действиях операторов обусловлены рядом основных причин;
- ограниченностью природных возможностей человека по объему, скорости восприятия и переработки информации;
- склонностью настаивать на априори сформированном прогнозе и на решении применять соответствующую ему стратегию деятельности, с большим трудом и затратами времени меняя ее, даже когда появляются объективные признаки ее неадекватности реально складывающейся ситуации;
- несогласованностью собственной стратегии деятельности оператора, выбранной им в ходе обучения, и принципов действия применяемых им информационно-управляющих технических средств, т.е. рассогласованием между стратегией оператора и стратегией управления, на которую ориентировались проектировщики техники;
- потерей бдительности в монотонных условиях;
- слепым доверием к надежности автоматов, сообщениям и действиям партнеров, диспетчеров;
- готовностью переложить ответственность на коллег;
- влиянием эмоционального состояния на процесс восприятия информации, вследствие чего наблюдаются явления гиперрефлексии (завышения объема и значимости сигналов), искажающей восприятие фактической информации;
- возникновением, передачей, распространением неадекватных состояний у всех членов смены (страх, паника, беззаботность);
- подверженностью отрицательному влиянию факторов окружающей среды и т.д.
Наиболее распространенная причина ошибок операторов — неадекватное обеспечение их информацией: сигналов поступает либо слишком мало для постановки точного диагноза нарушения, либо слишком много, и оператор теряется в них, не может сосредоточиться на главном, оказывается перегружен информацией. На рис.1 показаны результаты анализа действия операторов теплового энергоблока при ликвидации аварий. Причем вероятность задержки в обслуживании сигналов, т е ненулевого ожидания, Р {ω > 0} и среднее время ожидания обслуживания аварийных сигналов высшей приоритетной группы ω1 и других групп с убывающими приоритетами ω2,ω3,ω4 представлены как функции числа одновременно поступивших к оператору сигналов n. Данные свидетельствуют о необходимости регулирования, оптимизации интенсивности потока сигналов, поступающих к оператору, с целью адаптации их числа интенсивности к реальным возможностям конкретного человека.

Рис. 1. Зависимости вероятности ненулевого ожидания сигналов Р {ω > 0} и среднего времени ожидания сигналов разных приоритетных групп при аварии (ω1, ω2, ω3, ω4) от числа воспринимаемых оператором приборов n.